Письмо Николы Теслы

Мое внимание привлекли многочисленные отклики на мое письмо, опубликованное в вашем выпуске от 1 ноября и касавшееся электрического оснащения новооткрытых подземных сооружений в городе. Некоторые из них базировались на необоснованных предположениях, которые я считаю необходимым скорректировать.

Когда я утверждал, что моя система принята, я не имел в виду, что создал все электрические приборы в метро. Например, тот, во время ремонта которого через два дня после того, как подземные сооружения были открыты для общественного пользования, погиб злосчастный электрик, изобрел не я. Равно как и другое приспособление на переведенном на запасной путь вагоне, которое, как легко вспомнить, вызвало возгорание двоих человек. Я также должен отвергнуть всякое свое отношение к тому переключателю, или устройству, которое немедленно повлекло преждевременную смерть человека, равно как и к тому, которое прервало жизнь его незадачливого последователя. Никакое из этих, категорично выражаясь, похоронных приспособлений, или любых других, вызывавших происшествия, задержки и различные неприятности и являвшихся причиной потери рук и ног нескольких жертв, не являются моими изобретениями, равно как и, по моему мнению, необходимыми принадлежностями разумно спланированного графика движения вагонов. В отношении этих приспособлений знаменательно прочитать в некоторых журналах от 8-го числа сего месяца, что одна маленькая компания проиграла, потому что ее заявка опоздала. Этот показатель острой конкуренции и резкого снижения цен, кажется, не соответствует щедрости, провозглашаемой компанией Interborough.

Я просто намеревался сказать в своем письме, что моя система передачи энергии с помощью трехфазного генератора и синхронных двигателей-преобразователей была принята в метро, а также на надземной дороге. Я задумал ее много лет назад для единственной цели - удовлетворения различных потребностей общего электрического распределения света и энергии. Она широко использовалась в мире в силу своей огромной гибкости и в таких условиях применения была признана имеющей огромную ценность. Но идея использования этой гибкой системы, имеющей бесчисленные возможности поломок, несчастных случаев и повреждений, в основной артерии такого огромного города, в условиях, предъявляющих такие жесткие требования, настолько абсурдна в общем, чтобы удостоить ее какого-либо серьезного комментария. Здесь должны были быть установлены только моя многофазная система с индукционными двигателями и якорями с короткозамкнутой обмоткой - приспособление, безотказное в применении и с минимальной опасностью при перемещении. Ничто, даже невежество, 178 не воспрепятствует ее конечному внедрению, и чем скорее совершится это изменение, тем лучше будет для всех заинтересованных лиц. Лично у меня нет никакой финансовой или иной заинтересованности в этом вопросе, кроме того, что я давно живу в этом городе и хотел бы видеть, как мои изобретения должным образом применяются на благо его населения.

В сложившихся обстоятельствах я должен отказаться от этого удовольствия.

Последствия непростительной ошибки компании Interborough не ограничиваются этим первым метро или даже этим городом. Мы вынуждены перемещаться под землей. Наземная дорога - это восьмое чудо света, такое же колоссальное и внушительное по общественному ожиданию, как пирамида Хеопса по своим размерам. Рано или поздно все междугородние дороги должны будут стать подземными. Это потребует невероятных капиталовложений, и если повсеместно будет внедрено неисправное электрическое оборудование, ущерб жизни и имуществу будет неисчислимым, не говоря о неудобстве для широкой публики.

Мне представляется уместным по этому поводу поблагодарить за усердные предложения своих друзей, в основном неизвестных мне, как в широкой области электротехнических заслуг, так и в малом кругу моих друзей, снова обратиться к Американскому институту. Среди ученых принято представлять оригинальный объект только один раз. Я это сделал и не хочу отступать от установившихся правил. Лекция о дефектах метрополитена предлагает огромные возможности, но она была бы не оригинальна.

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © 2010 - All Rights Reserved - www.physicinweb.ru